ЕВГЕНИЙ БРОНЕВИЦКИЙ
из телеинтервью 2007 года (исходный материал)
Вопрос: ...
Ответ: Знаете, трудно вспомнить всю эту хронологию так точно. Но я просто буду говорить о том, что у меня осталось в памяти. О тех самых ярких впечатлениях, которые оставила в моём сердце, в душе Эдита Станиславовна. Тогда просто Эдиточка, Эдита. Или Диша, Дита, как мы её по-разному звали. Познакомились мы еще в 50-х годах прошлого века. Ну, она пришла в нашу семью. К большому страху моего папы. Он боялся. Он был военный
Вопрос: ...
Ответ: Нет. Потому что какой может быть третий лишний, если и брат меня приглашал, и она. Они ж не целоваться ходили, а гулять. И особенно мне запомнился, конечно, тот год, когда родилась Илонка. Эдита, кормящая мать, она не могла ехать на гастроли. У нас был дом когда-то в Латвии. Там жила моя мама. И вот мы поехали на целое лето. Сан Саныч с ансамблем работал. А мы поехали туда с маленькой Илоночкой. Она кормила её грудью. Ну, вот что я запомнил на всю жизнь? У меня там были приятели, в Латвии. Я помню, как она покормит ребеночка, и куда мы, туда и она. Прыгать. Там был огромный такой - омет называется - стог сена такой. Вот мы, мальчишки, любили забираться наверх и оттуда съезжать, значит, на пятой точке. И она с нами. Представляете?
Вопрос: ...
Ответ: Естественно. Брат объявил, что он в польском землячестве познакомился с красивой девушкой, у которой невероятно своеобразный голос. И она так ему нравится! Когда сообщил он это папе, папа надулся. Зачем иностранка. Военный человек, поймите. Люди практически были настолько зомбированы вот этими ужасами, что нельзя было общаться вообще. Это «железный занавес» ... И вдруг из Польши. Но я уже сказал. Как только она появилась,
Вопрос: ...
Ответ: О! Там проблем не было вообще никаких. Никаких. Моя мама такой человек. И приняла тут же, и обняла, поцеловала.
Вопрос: Это был брак по любви?
Ответ: Ещё по какой любви! Особенно, первые годы. Наверное, года четыре-пять, это было вообще не разлей вода. Когда они расставались, а потом встречались снова, так они вот час в обнимку стояли, не отходили друг от друга. А когда она из Польши приехала, он был... Да, это была невероятная, конечно, любовь. Яркая. Конечно, по любви. Что вы!
Вопрос: ...
Ответ: Он гордился ею всегда. На всяких представительных форумах,
всяких встречах. Всегда, всегда её с собой брал. Всегда на первом плане.
Вопрос: ...
Ответ: Был всегда прекрасный приём. Потому что принимали отлично и ансамбль, и, естественно, её принимали лучше, потому что вот эта песенка такая, магическая, «Червонный автобус», она действовала, ну, как на быка красная тряпка, - на публику. И она часто её бисировала. Я ездил с ними часто. Вот мы даже ездили на целых 40 дней в Москву. Мы жили в гостинице ЦДСА. Мама моя, маленькая Илонка и я. Они, естественно, Илонку не могли брать на концерты. А я с ними ездил. То в один город, то в Москву, то в другой город. На моих глазах она прогрессировала. Она ж была не профессиональной певицей.
Вопрос: ...
Ответ: Не потому, что успех. Просто сама эта аура театра, вот эта сцена, занавес, звуки, музыка. Там все инструменты. Вот это меня привлекало. Сама музыка, понимаете. Такая легкая, эстрадная, красивая.
Вопрос: ...
Ответ: Я помню, как эти чиновники от нашего советского искусства, с каким страхом они это делали. И вот она побеждала своим обаянием, шармом этих холодных чиновников. И они, скрeпя сердце, рискуя своим креслом, всё-таки разрешали.
Вопрос:
Ответ: Эдита Станиславовна, она больше о лирике хотела петь, о любви, о переживаниях таких. А Сан Саныч её направил немножко в другое русло. Она стала петь песни, так сказать, актуальные. Это «Огромное небо». Это «Блокада» («Баллада о хлебе»). Публика плакала на концертах, стоя, хлопали. Вот он её направил в это русло. И она этот стиль великолепно освоила. И, по-моему, она до сих пор благодарна ему за то, что научилась этому.
Вопрос: ...
Ответ: Естественно. Там не было так, в лоб. Мой брат никогда бы не пошел на это.
Потому что он художник. Он бы никогда не стал подлизываться под этих начальников. Никогда не стал бы. Он делал это так талантливо. Даже до сих пор это актуально звучит.
Вопрос: ...
Ответ: Конечно. Я помню, как. Когда родился ребёнок. Другое дело, что воспитывала, конечно, ребёнка, в основном, моя мама. Ну, а что было делать? Бросить работу, да? Гастроли, всё?
Вопрос: ...
Ответ: Я встречал из роддома, потому что Сан Саныча не было. Я взял машину, такси, подъехал к Снегирёвке и дожидался. Она вынесла этот свёрточек. Сели в машину и поехали на улицу Ленина, где они тогда жили в коммуналке, в комнате. Да, я встречал. Я, мало того, когда она ещё была беременная, за ней ухаживал. Ну, нужно было ей фрукты есть, а ей тяжело ходить было.
Вопрос: ...
Ответ: Дело в том, что она красивая женщина. А красивая женщина привлекает к себе взгляды мужчин. Всегда её провожали мужчины. Может быть, внешне красивее Сан Саныча. Может быть, это вызывало у него какую-то ревность. Поначалу он этого не показывал. Конечно, потом, со временем, это переросло в такую... Ну, да, он ревновал. Он даже во Францию ездил к ней. Так, инкогнито, чтобы, не дай Бог, она его там не видела. Вы знаете, ревность, по-моему, в каждой семье есть. И здесь ничего такого особенного. Когда любит человек, он обязательно ревнует.
Вопрос: ...
Ответ: Он был с нею груб, когда он заставлял делать то, что она не хотела делать. А он был прав. Он её заставлял. Они разные люди очень. Совершенно разные. Я не знаю, как это с медицинской точки зрения сказать - разное устройство психологическое.
И вот эти разные, они притягиваются. Поэтому у них получилось вот это - ансамбль «Дружба». И у неё карьера. И у него. Так вот в жизни бывает: и плохое, и хорошее уживаются как-то рядышком. Не может быть все, как в райских кущах - только одни поцелуи. Скандалы бывают в любой семье. Они оба лидеры. А когда лидеры встречаются, они тянут одеяло каждый на себя. Кто кого перетянет. Но лишь бы это не кончилось трагедией.
Вопрос: ...
Ответ: К сожалению, кончилось. Да. К сожалению. И не только к моему. К сожалению вообще народа, публики, ради которой они и существовали, работали. Это же была не только наша семейная трагедия.
Вопрос: ...
Ответ: Два упрямых человека, понимаете. Не нашли в конце, так сказать, совместного проживания какие-то общие точки соприкосновения, компромисса. И не могли найти.
Он человек бескомпромиссный. И напрасно. Да и она тоже.
Вопрос: ...
Ответ: В этом трагическом 76-м году происходило следующее. Эдита Станиславовна рассталась с Сан Санычем потому, что влюбилась в другого человека. Это тоже не новая история. Это сплошь и рядом бывает. А Сан Саныч, естественно, был в таком состоянии, наверное, в состоянии аффекта. Он практически не мог найти себе места. И он сказал: «Я работать с тобой не буду».
Вопрос: ...
Ответ: Она ему предлагала: «Давай, я останусь работать и всё будет по-прежнему. Только мы не будем мужем и женой». В этом смысле она была более последовательной и, может быть, более мудрой, чем он в то время. А он категорически: «Я с тобой работать не буду. И ты без меня пропадёшь». Он думал, что он её, может, этим удержит,
этим страхом. Он с ней мало репетировал, практически не обращал внимания на неё, он только с ансамблем занимался, как бы показывая, что ты здесь лишняя. Это было очень обидно. Потому что я тогда работал, именно в этот период я работал, 76-й год, с ними. Великолепные гастроли. Великолепный приём. И вот это их предразводное, такое состояние жуткое. Но она была более последовательна. Она хотела всё-таки сохранить коллектив. Но потом, когда она поняла, что бесполезно, она на все плюнула, ушла. И, в общем-то, вскоре вокруг неё образовались музыканты, которые были способны восстановить то, что сделал Сан Саныч. Ну, мало того, не только восстановить, а ещё и композиторы принесли песни, и она моментально буквально вспарила на ту же самую высоту и выше. Ну, личность. Красивая женщина, с оригинальным голосом. Харизма из неё прёт такая какая-то, непонятная. Не знаю, никто это объяснить не может. А Сан Саныч с ансамблем... Я тогда перешел к Сан Санычу, потому что не мог я брата бросить
Вопрос:...
Ответ: Да, поначалу. Тогда в 76-м году мы с братом и с ансамблем, с теми людьми, которые с ним остались, отрепетировали, сделали очень быстро программу концертную и уже буквально в сентябре поехали на гастроли. По-моему, первый город был Сочи, куда-то на юг мы поехали. Ну, естественно, люди видят ансамбль «Дружба» - надо пойти. И были такие случаи, когда они кричали: «А где Пьеха? Давайте Пьеху». Было такое. Конечно, никто это из нас не комментировал, почему нет Пьехи. И мы продолжали концерт. Потом люди подходили за кулисы после концерта и говорили: «А! Так Пьеха отдельно теперь? Очень жалко».
Вопрос:...
Ответ: Дело в том, что в таком состоянии брат находился, что... Ну, трудно мне было. Я как бы был на её стороне. И он за это меня немножко недолюбливал даже. Несмотря на то, что я с ним работал. Я всегда ему говорил, что нужно было, конечно, остаться вместе. «Ты ничего не понимаешь. Ты так можешь, а я так не могу». - «Напрасно. Было бы лучше, если б ты послушал и меня, и Эдиту». Но произошло все, как он решил. Потому что он был всегда, так сказать, у руля. И людей выслушивал, но всегда делал по-своему.
Вопрос: ...
Ответ: Это оскорбленное мужское чувство. «Меня бросила женщина. Значит, я должен проявить какую-то брутальность, какую-то мужскую позицию», так сказать, оборвать всё, не встречаться. Но это была вражда показная у него. В душе он её любил, но вот лицо такое мужское, он хотел оставить.
Вопрос: ...
Ответ: Как-то она его пригласила на свой концерт, и он был один раз. А я ходил часто на её концерты и ему рассказывал. А вот когда по радио она звучала, он до конца выслушивал песни.
Вопрос: ...
Ответ: Ну, страх у неё был очень мощный. «Что я буду делать?». Она думала, она верила ему, что она никому не нужна. Было у неё такое. Но это очень был кратковременный период. Потому что она, в общем, человек такой, если она ставит цель, если у неё проходит этот сплин её такой, ну, женские чисто страхи, она берет себя в руки. Не знаю, сколько там она, может быть, полгодика чего-то поволновалась. А дальше всё пошло у неё. У неё появились хорошие музыканты, сильные. Другое дело, что Александр Александрович, он художник
Вопрос: ...
Ответ: Да, в 89-м году я попал к ней на работу. Она меня пригласила, и я с ней проработал почти десять лет. Я понял, что, конечно, в манере руководства там присутствует Сан Саныч. Ну, в принципе, она всё правильно делала. Никаких бесчеловечных поступков. Какого-то ненормального отношения к коллективу. Или какого-то неправильного формирования репертуара. Ничего такого. Всё было очень хорошо. Очень. Десять лет, я помню, тоже успеха невероятного.
Вопрос: ...
Ответ: Она заслуживает быть звездой.
Вопрос:
Ответ: Сегодня появилось такое определение, как секс-символ. Конечно, Эдита Станиславовна подходит под эту категорию. Она очень красивая женщина. Ну, что такое секс-символ? Ничего там сложного нет. Это когда красивый человек на сцене, его почему-то сейчас положено называть секс-символом. И она, действительно, секс-символ. Я согласен с этим. Красивая женщина, высокая. Просто Бог ей дал всё, что только может пожелать женщина. И внешне, и внутренне.
Вопрос: ...
Ответ: Ну, не бывает без горя у человека в жизни. Не имея каких-то отрицательных эмоций в жизни, не поймёшь, что такое счастье. Не может быть такого безоблачного счастья. Даже в песне она поёт в своей, что «нет счастья без горя». Так что, я думаю, она человек счастливый. Потому что она в строю. Она востребована. Люди к ней относятся, как к богине.
Ну, что ещё может для артиста быть лучше, если ты востребован, ты на гастролях, тебя снимают - ты нужен. Я думаю, что это счастье. Может быть, она по-другому считает. Но я думаю, что она счастлива, потому что она нужна.
Вопрос: ...
Ответ: Я уже на эту тему говорил, что она - лидер. С кем бы она ни сошлась, она обязательно должна быть лидером. И так и получается. У неё было два мужа после Сан Саныча. Но вот она их покидает сама. Потому что, очевидно, они её не устраивают по каким-то параметрам личностным. Каким, я не знаю. Может быть, ну, не дотягивают. Она более высокого уровня, конечно, человек.
Вопрос: ...
Ответ: Я думаю, что её артистический имидж совпадает с её женским имиджем. Просто я в быту её знаю. И знаю её на сцене. Никаких, как говорят, «ножниц» нету.
Вопрос: ...
Ответ: Дело в том, что гастрольная жизнь, она тяжелая жизнь. Это и колёса, и недоедания, и гастриты, и неудобства всякие. Не хочется о гастрольной жизни говорить как о каком-то таком празднике. Это работа. А если вспоминать о праздничных моментах жизни, я, конечно, могу отметить, что она очень хлебосольный человек. Я помню вот эти застолья. Я помню это веселье, которое продолжалось два, три, четыре дня. Весь ансамбль у неё в квартире. Мы выпивали, мы ели, мы шутили, не знаю, чего только не было. Такая была чудная, раскрепощенная атмосфера. Вот это мне запало в память. И как только праздник, она меня приглашала. Это радость для меня была всегда.
Вопрос: ...
Ответ: Да, когда они получили квартиру на 5-й Советской, там же рядом Октябрьский зал. Поэтому все звезды практически, кто работал в Октябрьском зале, они считали своим долгом забежать на огонёк к Эдите Станиславовне и к Сан Санычу. Там была и Мирей Матье. И Азнавур был. И Магомаев бывал там. Ну, я уж не говорю о близких друзьях, композиторах, поэтах. Андрей Петров, Резник... Оказалось, что "салон" рядом с театром. Поэтому всё так удобно получилось.
Вопрос: ...
Ответ: В Эдите есть что-то притягательное, из ряда вон. И непонятное. И необъяснимое. А есть ли смысл это
Вопрос: ...
Ответ: Был интерес к ней очень многих людей. В том числе Пожлакова и Магомаева. Мне казалось, что они бы с удовольствием женились на ней. Несмотря на то, что она уже была замужем. Ну, естественно, коли у нее еще было два брака, если не три, естественно, она искала любовь. Конечно, искала. О чём говорить? Любая женщина ищет любовь.
Вопрос: ...
Ответ: Естественно, что с появлением ансамбля «Дружба», с их выходом на профессиональную сцену, с очень тяжелым выходом. А почему тяжелым? Ещё раз могу повториться. В то время существовала жесточайшая цензура совершенно. Существовал такой, какой-то, вроде своеобразного ГОСТа, который приклеивался к артисту. Ну, конечно, Сан Саныч с Эдитой Станиславовной, со своим ансамблем, будучи пионерами, они с трудом, конечно, пробивались сквозь эту жесточайшую цензуру. И, конечно, ещё раз могу снять, как говорится, шляпу перед талантом Сан Саныча. Он настолько обновил эстраду, рутинную и скучную, с какими-то вето, табу, которые тогда существовали. Он всё это поломал. Все эти вето, табу. Поломал с риском потерять работу или просто не работать. Но он ломал.
Газета "Смена", 2 февраля 1957 года.
Навстречу Фестивалю
Выступает ансамбль «Дружба»
На эстраду выходят 12 юношей в светлых костюмах. Встают полукругом. Один из них объявляет: - Композитор Носов. «Песня о Ленинграде».
Под аккомпанемент трио - рояля, гитары и контрабаса - исполняется эта хорошо всем знакомая песня. Но что такое? Она звучит совсем не так, как ее привыкли слышать. Особая задушевность, лиричность появилась в мелодии. По-своему, а поэтому и по-новому, исполнители сумели прочитать текст песни. И вещь заиграла иными, еще никем не открытыми красками.
Зрители, пришедшие на концерт молодежного ансамбля «Дружба», бурно реагируют на каждую песенку. Им нравятся кубинская песня «Ча-ча-ча» и немецкая «Песня о Берлине», английская шуточная песенка «Двадцать пальчиков крошек» и французская «Под небом Парижа».
Тот, кто бывал на концертах «Дружбы», запомнил молодую солистку. Редким контральто обладает Эдыта Пьеха, студентка философского факультета Университета, приехавшая к нам учиться из Польши. Шуточную песенку польского композитора Харальда «Мой жених» в ее исполнении почти всегда требуют спеть повторно.
Ансамбль «Дружба» нельзя назвать самодеятельным в полном смысле этого слова. Это профессиональный коллектив, состоящий в основном из студентов-консерваторцев, за исключением двух-трех человек. Но самодеятельным он должен быть назван потому, что он рождался по собственному почину самих членов коллектива.
Несколько лет назад на одном из вечеров художественных вузов в Доме работников искусств имени Станиславского был
На вечере отдыхала группа студентов Консерватории. Александр Броневицкий, Никита Смирнов, ныне руководитель ансамбля «Фестиваль», Геннадий Зарх, который сейчас дирижирует молодежным коллективом при Доме культуры промкооперации, и несколько их товарищей удалились в пустующую комнату и быстро разучили шуточную песенку на тему известной всем «В лесу родилась елочка». Номер оказался столь удачным, что консерваторцы получили «первый приз».
Так зародилась идея создать вокальный ансамбль. И он появился вскоре под названием «Липка». Все участники «Липки» наряжались в женские народные костюмы. Юноши пели фальцетом, танцевали... Это был ансамбль очень веселый и жизнерадостный. «Липку» приглашали участвовать в капустниках,
Но вот закончился учебный год. Окончили Консерваторию студенты и разъехались по разным городам. Но начал создаваться другой ансамбль, который первым в нашем городе получил большое, красивое и гордое имя - «Дружба». И дело здесь не только в названии. «Липка» была веселой студенческой затеей, милой, жизнерадостной и только. Репертуар состоял из попадавшихся под руку произведений, переделанных самими студентами для пущего эффекта. Эффект же был чисто внешний - это сознавали и сами участники ансамбля. А им хотелось иметь свое собственное творческое лицо, видеть коллектив таким, чтобы в его выступлениях сочетались и глубокая идея, и оригинальность, и юмор.
Такой и должна была стать «Дружба». Студенты взялись за дело, а работы было непочатый край. Нужно было создать свой репертуар, обработать его, найти
Однажды к студентам пришел Рольф Шаблинский. Он приехал из Германской Демократической Республики и сейчас учится на 5-м курсе отделения журналистики в Университете.
- Я играю на гитаре, много слышал о «Дружбе», - сказал Рольф. - И мне хотелось бы выступать вместе с вами. Как вы на это посмотрите?
- Вот и чудесно, мы как раз ищем гитариста! - обрадовались консерваторцы.
Музыкальное сопровождение получилось таким, каким оно было задумано. За роялем - Александр Броневицкий, на гитаре играет Рольф Шаблинский и контрабасист нашелся быстро. Вадим Красовский служил в Дальневосточном ансамбле. В этом году он поступил в Консерваторию и с радостью предложил свои услуги студенческому коллективу.
Участники ансамбля решили популяризировать песни различных народов о простых людях, их чувствах, переживаниях, веселых и грустных минутах. Это идея «Дружбы». Но где взять такие песни? На помощь приходили эфир, магнитофонные записи, связи самих студентов с иностранными товарищами...
Сколько раз то Виталий Васильев или Зиновий Массарский, то Александр Дмитриев или Анатолий Гомулин приходили на очередную репетицию с возбужденным блеском в глазах. - Ребята, а я знаю песенку одну!..
Иногда приходилось приглашать кого-либо из иностранных студентов и тут же с голоса записывать мелодию. Музыкальной обработкой чаще всего занимался руководитель ансамбля Александр Броневицкий. Владислав Чернушенко пишет стихи. Он обрабатывал текст, а подчас писал его заново. Если же исполнение велось на иностранном языке (а таких номеров немало в репертуаре), то студенты
Первый концерт «Дружбы» был настоящим испытанием каждого ее участника. Как примут ансамбль сидящие в зале?
Волнения были напрасны. Симпатии зрителей были завоеваны. Это подтвердилось огромным количеством заявок на концерты с участием ансамбля. «Дружба» показывала свое мастерство рабочим, солдатам. Ее выступления записали на пленку и транслировали по радио для Советского Союза и зарубежных стран.
Все это говорит об успехе. И вряд ли кто будет оспаривать заслуженный успех ансамбля. Но успех не пришел сам собой. Это - плод коллективной работы, энтузиазма всех без исключения участников «Дружбы». Успех подтверждает, что истинно творческое объединение талантливой молодежи, скрепленное верой в свои силы, может принести немалую пользу людям.
А вера в собственные силы у участников «Дружбы» должна была быть огромной: как ни странно, но поддержки они не ощущали ни от кого, кроме городского комитета ВЛКСМ. И если бы не энтузиазм молодых исполнителей, не слышали бы мы песен в исполнении этого коллектива.
А.Островский