Фото Валерия Генде-Роте

П.А.Горячев "Мои друзья - артисты". СПб, Тип. им. Котлякова, 1995.

(Автор вспоминает свою работу в Ленконцерте в качестве директора-распорядителя).

    В 1963 году, в феврале месяце, по приказу министра культуры СССР Фурцевой я выезжал с ансамблем "Дружба" в ГДР и Польшу на праздник, посвященный Дню Советской Армии, для обслуживания воинов Западной группы войск. Когда на первом концерте 23 февраля мы выступили в Доме офицеров г.Вюнсдорфа, на котором присутствовали Председатель Госсовета Вальтер  Ульбрихт и наш посол П.Абросимов, меня попросили дать концерт в советском посольстве в Берлине для дипкорпуса. По разрешению посла А.Броневицкий сделал отступление от разрешенного репертуара, и Эдита Пьеха пела песни не только наших композиторов, но и зарубежные, на французском языке, а балетные артисты танцевали твист. Концерт заканчивали исполнением всем коллективом

 песни "Вечер не рейде". Он прошел с большим успехом.
    На следующий день из Варшавы позвонил наш посол в Польше А.Аристов и попросил с ансамблем заехать по пути на два дня в Варшаву для выступления в посольстве для дипломатов и в зале Конгресса для варшавян. Я ответил: "Можем, если разрешит министр Фурцева". Он заверил, что с "Катей" договорится. Они когда-то оба были членами Президиума ЦК КПСС и одновременно выдворены оттуда Хрущевым.
   На следующий день таковое разрешение я получил. По окончании работы в ГДР мы на два дня заехали в Варшаву. Аристов, учившийся когда-то в Ленинграде, оказался гостеприимным хозяином. В нашем посольстве и в зале Конгресса Варшавы концерты прошли с большим успехом, в значительной мере потому, что Эдита Пьеха пела на разных языках, в том числе и на польском.

...

Фото В. Генде-Роте. А.Броневицкий, А.Островский, О.Фельцман

Популярность "Дружбы" росла, как говорится, не по дням, а по часам, хотя хлопот А.Броневицкий доставлял нам немало своими нарушениями концертной дисциплины и вообще трудным характером. Но многое ему сходило с рук за композиторский и режиссерский талант.
   В 1976 году Пьеха разошлась с Броневицким и покинула ансамбль. Броневицкий стал без конца менять составы солистов. Но лишь больше убеждался в том, что публика ходила прежде всего на Эдиту Пьеху. А она стала расти во всех отношениях. Ей присвоили звание народной артистки СССР, и она стала

 первоклассной эстрадной певицей, обладающей безукоризненным художественным вкусом, чувством меры и такта, что проявлялось буквально во всем: в отборе репертуара, манере пения, в туалетах, прическе, косметике и, наконец, редчайшем, красивейшем контральто.
   В связи с этим вспоминается один эпизод. Будучи в служебной командировке в Кутаиси, я решил заглянуть в Летний театр, где выступала "Дружба". Пришел уже к концу концерта. Эдита, исполнившая уже несколько "бисовок", молча стояла на эстраде и показывала на горло: мол, устала, не могу больше. В это время из первых рядов встал пожилой грузин и громко сказал:" Нэ нада пэть, так пастой, сматреть приятно". Зал разразился хохотом, рассмеялась и Эдита Станиславовна и спела еще одну песню.

new object

Кронштадт

Cветлана КРЮЧКОВА. Интервью 2012 г.

   Я была провинциальной девочкой, жила в городе Кишиневе. И когда появился телевизор в доме, естественно, мы собирались, как это было прежде положено. Теперь в каждой комнате по телевизору, раньше вся семья садилась и смотрела «Голубые огоньки», например. Я любила очень песни, любила музыку. И, конечно, такая яркая личность, как Эдита Пьеха, она не могла не запомниться, не понравиться.  А тем более она такая необыкновенная... Она такая немножко нездешняя, немножко инопланетянка. Ну, я помню даже первые ее песни, эти «Автобус червоны», «Би-би-ю-ба». Конечно, «На тебе сошелся клином белый свет». Конечно, мы все эти песни пели, все абсолютно. Все, что пела Эдита Станиславовна, мы повторяли  следом за ней.

Не такая уж большая разница в возрасте у нас, но это ты понимаешь, когда становишься старше. А когда ты еще ходишь в школу, то разница кажется огромной. И вот когда  я маленькой девочкой смотрела восторженно, открыв рот и глаза распахнув, на замечательную певицу, я никогда не думала, что настанет такой день в моей жизни, когда в канун моего 60-летия мне позвонят домой, я услышу голос Эдиты Станиславовны. И она скажет: «Светлана, я вас очень уважаю. И позвольте, я выйду на сцену вас поздравить в день вашего юбилея». Вообще-то никто никогда меня не поздравляет в день юбилея, потому что я строю свои юбилеи по-другому. Я сама работаю для зрителя. То же самое делает Эдита Станиславовна. Никаких – села в кресло, и ее поздравляют.

Приходит ее зритель, полный зал, четыре тысячи мест – БКЗ и шесть тысяч в Кремлевском Дворце, где я была специальным гостем программы и лично видела, что зал переполнен был. Вот я тоже никого не приглашаю. Но когда она сказала: «Можно я выйду?», я ответила: «Конечно». Надо сказать, что это вызвало бурный восторг у зала в Большом Драматическом Театре. Для меня это была большая честь, что Эдита Станиславовна пришла и сама выразила желание поздравить меня.

   Она такая неугасаемая звезда, неугасимая. Потому что она все время живая. Немножко неверное у меня было впечатление о ней, мне она казалась проще. Она иногда так играет в то, что она проще, чем она на самом деле. А она очень умная женщина. Она великолепная актриса. Очень артистична. Умеет себя подать. Великолепно умеет наладить контакт с залом. Она любит свою  публику. Она помнит тех, кто приходит к ней, и разговаривает с ними. Она говорит: «О, сегодня Иркутск  здесь…». И люди ее за это обожают. А, кроме того, я еще обнаружила, что она ужасная хулиганка. Она же еще и свистит на сцене. Я сидела в гримерной в Кремле и спрашиваю у сына: «Кто это свистит?». Он говорит: «Это Пьеха свистит». – «Не может быть». – «Я клянусь тебе». Я говорю: «Она не может  так хорошо свистеть». Может. Вот она так свистит. Залихватски, хулигански совершенно.


   Когда она предложила мне быть специальным гостем ее вечера, я растерялась и испугалась. Потому что как я могу вписаться в ее вечер? Но я никогда не говорю сразу «Нет», я говорю: «Я должна понять, как это может войти органично в программу вечера». Пришла домой, вспомнила весь ее репертуар. А поскольку я люблю русскую поэзию, я вдруг наткнулась на такой замечательный факт. Было время, когда Марина Ивановна Цветаева была запрещенным поэтом в Советском Союзе. И не приветствовалось чтение ее стихов вслух... И даже когда вышла Большая серия  «Библиотеки поэта» – все равно... Я помню, что я читала на телевидении Тютчева и Цветаеву, и вырезали Цветаеву.

Я вдруг вспомнила, что Эдита Станиславовна, совершенно не боясь никаких последствий, приняв такое самостоятельное волевое решение, начала первая в СССР петь песни на стихи Цветаевой. «Я от горечи целую всех, кто молод и хорош. Ты от горечи другую, молча за руку ведешь». И вспомнив это, я поняла, как мы можем вписаться в ее программу. Мы сделали небольшой такой блок, я читала стихи Цветаевой, аккомпанировал мне на классической гитаре мой сын, музыкант, гитарист классический.

   Надо сказать, что она мне кажется очень надежным человеком. И, конечно, быть ее другом или быть родным для нее человеком – это, наверное, очень хорошо. Она как-то прикрывает и опекой своей, крылом своим, и своим обаянием, и своим советом. А еще она животных любит. Вы знаете, что она защищает бездомных собак? Причем она не просто так защищает. Она предпринимает шаги активные, чтобы это бессердечие не расползалось по миру. Она вообще замечательный человек. Было такое время, 90-е годы, тяжелое. Я была в совершенной нищете, тогда  я родила ребенка еще второго. Вот именно с этим ребенком мы потом работали в программе у Эдиты Станиславовны. Мне говорили: «Что ты делаешь? Сейчас страшное время». Я говорю: «А в нашей стране всегда страшное время».  У нас с Эдитой Станиславовной была общая подруга Дашенька.

И  Даша мне передавала подарки, платья от Эдиты Станиславовны. Я даже носила одно платье с ее плеча. Поскольку она всегда любила свободные, летящие. Вот у меня было такое блестящее платье, как плащ. Это был плащ Эдиты Станиславовны. 

   Я смотрю передачи о ней, и опять недавно слышала: она, девочка, приехавшая учиться в Советский Союз, даже и помышлять не могла о такой сумасшедшей карьере, которая ее здесь ждала. Эдиту Станиславовну знает каждая собака в нашей стране. За рубежом тоже она достаточно известна. Но то, как в нашей стране ее все...  Ведь даже анекдоты про нее были, это уже высшая степень народного признания.                                                                            

 Она не могла появиться в другую эпоху, кроме оттепели. Если бы приехавшая из-за границы некая барышня с непонятным акцентом появилась на экране? Нет, такого быть не могло до оттепели, конечно. Это органично произошло, правильно, логично.

   Эдита Станиславовна обликом своим, своей манерой одеваться, говорить, вести себя, причесываться, вообще вот всем своим обликом она олицетворяла западную жизнь для советского человека. Поэтому понятно, что она играла в «Судьбе резидента» именно эту роль. Кстати, очень хорошо она играла. И как всегда, была очень красива.

   Сколько лет проходит, а она поет и поет. И песни чудесные. За эти 56 лет она имела возможность работать с такими замечательными композиторами, поэтами. Это же были композиторы – мелодисты. Они рождали мелодии. Поэты, которые писали стихи для песен. Сейчас такие песни пишут, что лучше их не слушать. Я как человек, любящий и знающий русскую поэзию, просто ужасаюсь. Не только от этих рифм, но и от этой бессмыслицы.

 И я потрясена ее гастрольной деятельностью. Я вот иногда ей звоню, она говорит: «Я только что была на Дальнем Востоке, там пять концертов, там... Потом я приезжаю, еду туда». Это поразительно. И дай Бог ей здоровья  на долгие-долгие годы, чтобы все время пока она живет на этой земле, чтобы все время она могла выходить на сцену и радовать своих зрителей.

 «Эпоха» – это правильно. Да. Надо понимать, что мы имеем дело не просто с великолепной певицей, но с человеком, который меняется, совершенствуется и существует во времени очень достойно и очень интересно.                

  Она абсолютно отдельно от всех стоит, она ни на кого не похожа. Пьеха –  это Пьеха. Ни до, ни после. Не было до нее и после не будет. Как говорил Шамфор: «Вы можете стать выше меня, вы можете стать ниже меня. Но вровень со мной – никогда». Она совершенно отдельное место занимает.     Ее по голосу, по первым звукам голоса узнают. Она очень красивая, статная, высокая.  Метр семьдесят три, по-моему, да еще каблуки. И она очень женственна, она настоящая женщина. Она – Пьеха.

   Счастлива ли она? Я думаю, что она бы ответила на этот вопрос «Да». Но может ли быть счастье 24 часа в сутки 365 дней в году? Мы перестанем ощущать его как счастье. Вообще у нее счастливая судьба. Конечно, всегда женщине хочется быть безусловно счастливой. Но на самом деле, как я говорю: дорогие девочки, а правда, что вы хотели бы с 17 лет и до 90 прожить с одним мужчиной?

Я не думаю, что это правда. Эрнест Хемингуэй говорил: «У мужчины должно быть четыре жены». А женщина тоже как-то перерастает иногда своих мужей, понимаете. Я надеюсь, что она счастливый человек, смею полагать так. И дал бы Бог здоровья дальше, вот это самое-самое главное. Потому что всё при ней – красота, талант, мудрость. Она понимает жизнь. Она поет: «Ничего не вижу, ничего не слышу», а сама все видит, слышит и знает. Но никому не скажет, это правда: «Ничего никому не скажу». Она сейчас стала что-то рассказывать о своей жизни. А раньше какие-то слухи бесконечные ходили.
Вообще, человек, который на виду, он обрастает, облеплен слухами. А правды никто не знает. И она ее не рассказывает. Зачем? Ведь человек, артист виден в своем творчестве. Смотрите, что она делает, умейте увидеть. Вот она поет –  умейте услышать ее душу, ее боль, ее любовь.

   И я не сказала самое главное. Что вот для  нас, петербуржцев, для нас, ленинградцев, Эдита Пьеха еще и символ нашего города. «Если ты с малых лет в Ленинграде живешь, ты поймешь…», да? Очень много песен о Ленинграде она спела. И надо сказать, что она не изменила Ленинграду, Петербургу. А могла бы жить в Москве, но не захотела.

Мне кажется, очень правильно сделала. И за это еще больше ее любит город, еще больше любят поклонники. Это очень мудрый поступок, что она здесь. А не где-нибудь в толпе бешено гоняющихся за успехом, сбившихся в одну большую тусовку в Москве.  Да, Пьеха символизирует город Ленинград, город Петербург. 

 

← назад
далее →